30.01.2015 | Увеличение участка за счет государственных земель

С 01 марта 2015 года вступают в силу серьезные изменения в Земельный кодекс  Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Изменения настолько значительны, что вполне можно вести речь о крупнейшей за последние годы реформе земельного законодательства.

Основная часть изменений имеет своей целью увеличение оборота земельных участков, повышение степени прозрачности частно-публичных отношений в данной сфере, а также исключения коррупционной составляющей, уровень которой в земельных правоотношениях традиционно высок. Кроме того, в контексте текущей экономической ситуации упрощение части механизмов получения земельных участков в собственность или в аренду является более чем  своевременным.

Для того, чтобы проиллюстрировать преимущества нововведений, обратимся к одному из механизмов, который законодатель предоставил в распоряжение собственников земельных участков, граничащих с землями и (или) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Речь идет о новом порядке перераспределения земельных участков.     

Наверняка каждый такой собственник хотя бы раз задавался вопросом, как увеличить принадлежащий ему земельный участок за счет смежного участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности и фактически никем не используется. Ответ на данный вопрос теперь есть в Земельном кодексе, причем, что особенно радует, осуществить задуманное (по крайней мере, в теории) будет не так уж сложно. Для этого необходимо подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о перераспределении и, в случае получения согласия на перераспределение, оплатить стоимость площади, на которую подлежит увеличению участок. Уполномоченный орган, с которым собственник должен заключать соглашение о перераспределении, определяется в зависимости от собственника смежного земельного участка. Например, если земли (земельные участки) находятся в муниципальной собственности, то таким органом будет администрация муниципального образования.

После принятия заявления о перераспределении у уполномоченного органа есть 30 дней для принятия решения по заявлению. Основания для принятия решения об отказе в перераспределении предусмотрены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Среди них, в частности: резервирование участка для государственных нужд, изъятие участка из оборота, проведение торгов в отношении данного участка и т.д. Кроме того, отказ может быть обоснован нарушениями, связанными с составленной схемой расположения образуемого земельного участка. 

В случае же, если основания, предусмотренные данным пунктом, отсутствуют, а содержание заявления и прилагаемые документы соответствуют п. 2, 3 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает одно из двух положительных решений по данному заявлению:

1.      если проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, отсутствует, уполномоченный орган принимает решение утвердить предложенную заявителем схему расположения земельного участка и после этого направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2.      при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Неоспоримым преимуществом нового порядка является его строгая регламентация на уровне федерального закона. Ведь помимо содержания заявления и перечня документов, новой редакцией Земельного кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа заявителю (п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в новой редакции), которые, при их наличии, в обязательном порядке должны быть отражены в решении об отказе.

Комментарий подготовлен юристом юридической фирмы "По праву" Екатериной Гуленковой.

<< Вернуться к списку

Смотрите также: