17.08.2016 | Кадастровая стоимость с 2017 года не "заморожена"

http://colegal.ru/practice-area/nedvizhimost/uslugi/143.html

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ пошли разговоры о «заморозке» кадастровой стоимости на период с 2017 по 2019 год пошли. 

Данным законом было приостановлено действие положений Закона об оценочной деятельности, регулирующих порядок проведения государственной кадастровой оценки (далее - ГКО), а также установлены особые правила применения кадастровой стоимости. В общем виде эти правила состоят в том, что в период с 2017 по 2019 год применяется кадастровая стоимость, действовавшая на 1 января 2014 года, или действовавшая в более позднее время, если она меньше первой. То есть если, например, кадастровая стоимость, определенная в 2015 году в результате очередной ГКО или по итогам оспаривания, меньше той, что действовала 1 января 2014 года, то с 2017 по 2019 год будет применяться кадастровая стоимость 2015 года, а если больше – то кадастровая стоимость 2014 года.


Почему это не «заморозка»?

Особенность приведенных положений в том, что они применяются только к тем результатам ГКО, которые получены в соответствии с Законом об оценочной деятельности.

В июле 2016 года был принят Закон о государственной кадастровой оценке, который вступит в силу с 2017 года. Им была введена новая процедура ГКО и установлен переходный период с 2017 по 2019 год, в течение которого ГКО может проводится как в соответствии с новым Законом о ГКО, так и на основе прежнего регулирования в Законе об оценочной деятельности.

В этой связи привязка к кадастровой стоимости 2014 года действует лишь до тех пор, пока ГКО не будет проведена по новым правилам. В этом смысле применение кадастровой стоимости 2014 года – это не «поблажка» для налогоплательщиков на период становления системы ГКО по новым правилам, а жесткий экономический стимул для субъектов РФ к скорейшему переходу на новые правила проведения ГКО.

Закон о ГКО требует от субъектов РФ создания бюджетных учреждений, которые наделены монопольными полномочиями по определению кадастровой стоимости, а также комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. Авторы закона рассчитывали, что до 2019 года все субъекты РФ, имея достаточно времени, и без дополнительных стимулов создадут эти структуры. И предусмотрели, что в переходный период ГКО может проводиться как по старым правилам – с привлечением частных оценщиков, так и по новым правилам – с помощью бюджетных учреждений.

В то же время, видимо, авторы Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ, были менее оптимистичны, и полагали, что установление переходного периода означает попросту продление прежнего порядка еще на три года, поскольку обращение к услугам частных оценщиков – это более простой вариант. Поэтому для субъектов РФ был введен дополнительный стимул – до тех пор, пока они не проведут ГКО по новым правилам, кадастровая стоимость будет определяться по значениям 2014 года, что, безусловно, приведен к снижению налоговых доходов как субъектов РФ (налог на имущество организаций), так и муниципалитетов (земельный налог).

Подчеркнем, что в свете сказанного бессмысленным представляется сохранение возможности проведения ГКО по правилам закона об оценочной деятельности в период с 2017 по 2019 год. Даже если такая оценка будет проведена, то с учетом правил закона 360-ФЗ, она может привести к изменению кадастровой стоимости, только если установленный размер будет ниже по сравнению с тем, который действовал в 2014 году.

В заключение следует заметить, что за заинтересованными лицами сохраняется возможность оспорить в кадастровую стоимость, действовавшую в 2014 году (или позднее) и применяющуюся с 2017 года. Оспаривание будет подчиняться правилам Закона об оценочной деятельности. (п. 5 ст. 24 Закона о ГКО).

Комментарий подготовлен руководителем юридической фирмы "По Праву" Владиславом Савиных.
Телефон для связи - 425-33-86.

Юридическая фирма "По праву" предоставляет профессиональные услуги по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости.

<< Вернуться к списку

Смотрите также: